ЮБИЛЕИ
ОТ РЕДАКЦИИ
На основании 65-летнего клинического опыта автора и 40-летних исследований в Московском Институте — Центре нейрохирургии анализируются факторы гуманизации нейрохирургии и выявленные её современные противоречия с позиций нейроэтики.
Обосновывается, наряду с клиническим и технологическим образованием врача, необходимость этического воспитания для полноценного врачевания и восстановления нравственного начала в медицине, включая нейрохирургию и другие нейронауки.
Глиальные опухоли головного мозга были и остаются самыми частыми опухолями, встречающимися в практике нейрохирурга. Каждый год тысячи публикаций дополняют представления врачей о тактике и методах их лечения. Учитывая стремительно расширяющийся объем информации по данной тематике, выработка единых подходов к проблеме является важным подспорьем в работе практикующего врача. В рамках VII ежегодной конференции нейрохирургов Северо-Западного федерального округа 2020 года участники круглого стола зафиксировали экспертную точку зрения на единые актуальные подходы к лечению глиальных опухолей головного мозга, базирующиеся на последних научных данных и их личном опыте.
Одной из важных задач хирургического лечения больных с метастазами в позвоночник является восстановление стабильности поражённого сегмента с целью купирования боли и улучшения качества жизни. Проанализированы результаты хирургического лечения пациентов с применением 3-D видеоассистируемой технологии. 3D-видеоассистируемая хирургия эффективна и безопасна для удаления опухоли и стабилизации позвоночника. Этот вариант лечения позволяет улучшить качество жизни и облегчить боль, поэтому может служить ориентиром для принятия решения в пользу проведения операции.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
ЦЕЛЬ: Оценка клинических результатов и технических особенностей перкутанного полностью эндоскопического удаления фораминальных грыж с краниальной миграцией на уровне LV–SI из интерламинарного контралатерального доступа.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: За период 2016–2019 гг. прооперировано 6 пациентов с фораминальными грыжами межпозвонкового диска LV–SI с краниальной миграцией. Мужчин было 4 (66,7 %), женщин — 2 (33,3 %). Возраст больных варьировал от 28 до 65 лет и в среднем составил 45,4±8,2. Магнитно-резонансная томография (МРТ) до операции выполнялась всем пациентам. Критериями включения явились наличие грыжи указанной локализации с радикулярной болью в ноге, отсутствие эффекта от консервативной терапии, в том числе и с применением селективных эпидуральных трансфораминальных инъекции стероидов в течение 6 недель.
РЕЗУЛЬТАТЫ: Эндоскопически удалить грыжу и достичь декомпрессии выходящего L5 корешка удалось во всех случаях. Результаты операции оценивались на следующий день, через 1, 6, 12 и 24 месяцев после операции. Средние показатели выраженности предоперационной корешковой боли по ВАШ уменьшились с 7.6±1.1 до 1.2±0.8. Радикулярной боли в ноге в отдаленном периоде не наблюдается ни у одного пациента. Среднее значение ODI улучшилось с 66.2±5.4 до 19.2±2.8 через 1 месяц; до 14.2±2.2 через 6 месяцев; до 15.2±2.2 через 12 месяцев и до 14.4±2.2 через 24 месяцев после операции, соответственно. За период наблюдения рецидивирование грыжи не отмечено. По шкале McNab результаты лечения «отлично» и «хорошо» оценили все пациенты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Перкутанное полностью эндоскопическое интерламинарное удаление фораминальных грыж межпозвонковых дисков L5–S1 с краниальной миграцией является безопасным и эффективным методом; обеспечивает наиболее оптимальную траекторию эндоскопического доступа; способствует ранней послеоперационной активизации и восстановлению пациента.
На базе кафедр нейрохирургии и нормальной анатомии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова выполнена работа, посвящённая разработке отечественного статического межостистого имплантата с целью применения его для стабилизации позвоночно-двигательного сегмента после поясничной микродискэктомии. Кроме самого межостистого имплантата разработаны необходимые устройства для его установки, а также проведена апробация технологии стабилизации позвоночно-двигательного сегмента после поясничной микродискэктомии на трупах.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить основные параметры и хирургические зоны риска ретроперитонеального доступа при тотальном протезировании межпозвоночных дисков в поясничном отделе позвоночника для уменьшения травматичности и снижения риска осложнений.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследование включены 110 пациентов, прооперированных в период с 2017 по 2020 гг. (72 мужчины, 38 женщин) в нейрохирургическом отделении ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России. Средний возраст пациентов составил 44,9±15,4 лет. По локализации доступа к поясничному отделу позвоночника пациенты распределились следующим образом: LIII–LIV — 8 (7,3 %), LIV–LV — 46 (41,7 %), LV–SI — 56 (51 %). Предварительно изучались антропометрические показатели исследуемых пациентов (рост, вес, окружность живота и др.). При помощи специальных инструментов (транспортир, линейка, штангель-циркуль, циркуль-измеритель, устройство для установки кейджей в поясничном отделе позвоночника) интраоперационно определялись основные параметры ретроперитонеального доступа. Изучены варианты топографии вен (нижней полой, левой общей подвздошной) по отношению к межпозвоночным дискам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные параметры ретроперитонеального доступа при протезировании межпозвоночного диска в поясничном отделе позвоночника были изучены для каждого оперируемого уровня. В частности, для уровня LIV–LV длина разреза кожи составила 100 (80; 120) мм, длина операционной раны — 95 (80; 100) мм, толщина подкожно — жирового слоя 37,5 (30; 45) мм, глубина раны до позвоночника — 110 (80; 130) мм, глубина раны до позвоночного канала — 142,5(125; 172) мм, угол операционного действия в горизонтальной плоскости на уровне позвоночника — 50 (44; 54) град. На основании антропометрических данных исследуемых пациентов определены оптимальные разрезы кожи для выполнения ретроперитонеального доступа. Проведено исследование расположения нижней полой, левой общей подвздошной вен по отношению к межпозвоночным дискам. Определены варианты их топографии.
ВЫВОДЫ. Полученные данные могут быть использованы при планировании ретроперитонеального доступа к поясничному отделу позвоночника с целью уменьшения травматичности операции.
При полном анатомическом перерыве нервного ствола, зачастую, с целью восстановления его целостности, выполняют эпиневральный шов. Последний, в свою очередь, неизбежно связан с натяжением нервного ствола с целью преодоления формирующегося диастаза. Как правило, преодоление диастаза до 5 см не приводит к избыточному натяжению нервного ствола. В зависимости от индивидуальных топографо-анатомических взаимоотношений отдельно взятого нервного ствола, в определенных случаях преодоление диастаза даже менее 5 см может сопровождаться значительным его натяжением, что может приводить к нарушению его кровоснабжения. В таком случае даже идеально выполненный с хирургической точки зрения эпиневральный шов может не привести к положительным результатам. Одним из факторов неблагоприятного исхода хирургического лечения может быть нарушение внутриствольного кровотока в послеоперационном периоде.
В данной статье оценена возможность применения интраоперационной флуоресцентной ангиографии при реконструктивных оперативных вмешательствах на нервах, с целью оценки адекватности и эффективности внутриствольного кровотока, как одного из факторов исхода хирургического лечения. При операциях по поводу невропатий различного генеза с наличием невротмезиса, выполнялась интраоперационная флуоресцентная ангиография с одномоментной регистрацией силы натяжения. После восстановления целостности нервного ствола выполняли повторную флуоресцентную ангиографию с целью оценки сохранности адекватного эффективного кровотока. В ходе исследования установлено, что интраоперационная ангиография позволяет определить сохранность и, что не менее важно адекватность и эффективность кровотока в нервном стволе, являясь при этом доступной и легко выполнимой методикой. Благодаря данной методике появляется возможность оценить качество сопоставления культей нерва по оси, исключая вероятность их «перекрута», изучить механизмы компенсации кровоснабжения нерва после микрохирургического эпиневрального шва.
Статья посвящена актуальной проблеме реконструктивной хирургии у пострадавших с тяжелой черепно-лицевой травмой с использованием современных методов диагностики и материалов для пластики дефектов свода и основания черепа.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ И КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ
Пиальные артерио-венозные фистулы являются редко встречающейся патологией сосудов головного мозга, представляющей собой прямое соустье между церебральными артерией и веной, расположенными в субарахноидальном пространстве без наличия промежуточного сосудистого клубка между ними. Частота встречаемости данной патологии составляет всего 1,6 % всех сосудистых пороков развития. За последние 7 лет в РНХИ им. проф. А. Л. Поленова на отделении патологии сосудов головного и спинного мозга среди 864 пациентов выявлено лишь 3 пациента с пиальными артерио-венозными фистулами, диагностированными во взрослом периоде жизни. Продемонстрирован случай одномоментного успешного выключения фистулы из кровотока.
Интрадуральные менингиомы составляют от 25 % до 46 % всех случаев первичных опухолей позвоночника. Для интрадуральных экстрамедуллярных образований характерны восходящие нарушения чувствительности, границы определяются уровнем опухолевого поражения спинного мозга и степенью вовлечения поперечника спинного мозга. При разрушении двигательных волокон в передних или боковых столбах спинного мозга, возникают проводниковые двигательные поражения, локализованные ниже уровня поражения. В большинстве случаев развиваются нарушения функции тазовых органов. Длительное бессимптомное течение заболевания, постепенное развитие клинических симптомов могут обуславливать несвоевременную постановку диагноза. Учитывая актуальность проблемы, частоту встречаемости и определенные трудности первичной клинической диагностики, представляем описание клинического случая пациента с интрадуральным экстрамедуллярным образованием грудного отдела позвоночника.
Актуальной проблемой неврологии и нейрохирургии является изучение патогенеза, совершенствование диагностики, лечения опухолей головного мозга. Важное значение придаётся вопросам дифференциальной диагностики неврологической патологии при беременности, раннему выявлению опухолей головного мозга, которые могут быть причиной материнской смертности, недоношенности, синдрома потери плода. Клиническая практика свидетельствует, что жалобы беременной на головную боль, утомляемость, тошноту и рвоту во время первого триместра беременности часто рассматриваются акушерами-гинекологами и, нередко, неврологами как проявления токсикоза. При развитии нарушений зрения, измененного сознания, судорожных приступов во второй половине беременности и в послеродовом периоде состояние пациенток может расцениваться как преэклампсия, эклампсия, что значительно затрудняет своевременную диагностику и рациональное лечение опухоли мозга. В этой связи целью публикации стало рассмотрение данных обследования 5 случаев диагностики опухоли головного мозга во время беременности у пациенток, поступивших в многопрофильный стационар, и обзор литературы.