ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
В настоящее время для назначения двойной антиагрегантной терапии после установки интракраниальных стентов используются протоколы, утвержденные в интервенционной кардиологии. Тем не менее, при проведении данной терапии после эндоваскулярного лечения церебральных аневризм следует учитывать наличие протяженного дефекта стенки артерии в области шейки анеризмы. Материалы и методы. 200 пациентов с аневризмами сложной конфигурации после установки поток-отклоняющих стентов (100 пациентов) и эмболизации спиралями со стент-ассистенцией (100 пациентов). Двойная дезагрегантная терапия проводилась клопидогрелем 75 мг и ацетилсалициловой кислотой 100 мг в сутки. При недостаточном снижении функциональной активности тромбоцитов на фоне приема клопидогреля, проводилась его замена на тикагрелор 90 мг 2 раза в сутки. Результаты. В группе поток-отклоняющих стентов степень агрегации снижалась в среднем на 54,7±19,6% (р=0,03), скорость агрегации снижалась в среднем на 41,5±8,1% (р=0,006), в группе сравнения степень агрегации снижалась в среднем на 47,7±18,8% (р=0,04), скорость агрегации снижалась в среднем на 36,4±12,8% (р=0,03). Различия между группами были статистически незначимыми. Выводы. Мониторирование агрегационной способности тромбоцитов в послеоперационном периоде с помощью АДФ-индуцированной агрегации тромбоцитов необходимо для сопоставления возможной ее пользы и риска для каждого пациента и своевременной коррекции двойной антиагрегантной терапии. Требуется дальнейшее изучение вопроса для разработки единых стандартов двойной антиагрегантной терапии после установки интракраниальных стентов.
В настоящее время активно обсуждаются преимущества хирургического лечения перед консервативными методами у пациентов с гемодинамически значимым сужением сонных артерий. Основным дискуссионными вопросами в настоящее время являются время от начала инсульта до проведения операции и критерии отбора пациентов для выполнения хирургического вмешательства. В последние годы наибольшую актуальность приобрели нейрофизиологические методы исследования спонтанной и вызванной активности головного мозга, которые способны выявить функциональные нарушения, имеющие важное прогностическое значение. Целью настоящего исследования явилось изучение динамики спектрально-когерентных показателей ЭЭГ и показателей соматосенсорных вызванных потенциалов у больных ишемическим атеротромботическим инсультом различной степени тяжести, которым в острейшем периоде была выполнена каротидная эндартерэктомия на стороне инфаркта. Обследованы 105 пациентов с ишемическим инсультом, которым в острейшем периоде была выполнена каротидная эндартерэктомия, анализировали динамику спектральные, когерентные характеристики ЭЭГ и амплитудно-латентные показатели соматосенсорных вызванных потенциалов в послеоперационном периоде. Сопоставляли динамику спектров мощности, внутриполушарной ЭЭГ, латентности и амплитуды соматосенсорных вызванных потенциалов и клинических показателей. Показано, что значительное угнетение мощности альфа-активности на стороне обоих полушарий, снижение внутриполушарной когерентности и амплитуды N20-P23 на стороне клинически интактного полушария в период до 3 недель после операции определяет более длительное восстановление неврологического дефицита в послеоперационном периоде.
ВВЕДЕНИЕ. Ультразвуковое исследование является современным, доступным и неинвазивным методом диагностики травм периферической нервной системы.
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ явилось выявление диагностической эффективности ультразвукового исследования при травматических повреждениях периферических нервов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. В ходе исследования было изучено 154 пациента с диагнозом — посттравматическая невропатия нервных стволов верхних и нижних конечностей, проходивших лечение с 2012 по 2017 гг. Всем пациентам было выполнено ультразвуковое исследование на аппаратах экспертного класса мультичастотными линейными высокоразрешающими датчиками с общим диапазоном частот ультразвукового сигнала от 5 до 15 МГц. Для оценки эффективности ультразвукового метода мы использовали статистический анализ чувствительности, специфичности и точности (безошибочности метода), проводившийся по методике качественной оценки референтного (оперативное вмешательство или положительное консервативное лечение) и изучаемого метода (ультразвуковое исследование).
РЕЗУЛЬТАТЫ. Чувствительность и специфичность УЗИ в выявлении повреждений периферических нервов составили 93,6% и 68,2%, соответственно. Точность ультразвукового исследования равна 86,4% при уровне ложноотрицательных и ложноположительных ответов — 6,4% и 31,8%, соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Общая информативность ультразвукового метода в выявлении повреждений периферических нервов конечностей составляет более 80%, что позволяет рассматривать его как ведущий в диагностике данной патологии.
Исследована возможность улучшения результатов лечения дорсопатий с применением запатентованного пункционного метода диагностики и лечения внутридисковой гипертензии.
АННОТАЦИЯ. Синдром церебральной гиперперфузии (СЦГ) — осложнение хирургической реваскуляризации головного мозга и реконструктивных операций на прецеребральных артериях, возникающее вследствие увеличения потока крови к головному мозгу, превышающего метаболические потребности.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: оценить частоту возникновения и описать клинические проявления синдрома церебральной гиперперфузии после наложения экстра-интракраниального микроанастомоза (ЭИКМА) у пациентов с хронической окклюзией внутренней сонной артерии (ВСА) атеросклеротического генеза. Выявить факторы, потенциально способствующие его развитию.
РЕЗУЛЬТАТЫ: СЦГ в исследованной группе наблюдался у 32 (23,36%) пациентов. Самыми частыми проявлениями СЦГ были нарушения уровня сознания и нарастание очагового неврологического дефицита (по 19 наблюдений, что составило по 59,38% наблюдений СЦГ).
Показано, что у пациентов с синдромом церебральной гиперперфузии значения среднего времени прохождения контрастного вещества (MTT) на стороне окклюзии и его межполушарной асимметрии, по данным дооперационной КТ перфузии были статистически значимо выше, чем у пациентов без СЦГ.
На основании полученных данных построена математическая модель для расчета вероятности развития синдрома церебральной гиперперфузии.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализировать характер влияния факторов хронического психосоциального стресса (ХПСС) на показатели мозгового кровотока.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Обследовали 160 машинистов магистральных локомотивов (ММЛ) и помощников машинистов (ПМ), профессия которых оценивается как одна из наиболее стрессогенных. В качестве контроля обследовали 100 практически здоровых добровольцев. Активность стрессорной системы оценивали по содержанию гормонов стресса (АКТГ, кортизола, адреналина). Функцию эндотелия изучали по продукции вазорегуляторов оксида азота и эндотелина-1. Методом ультразвуковой допплерографии измеряли линейную скорость кровотока по средней мозговой артерии, толщину комплекса интима-медиа общей сонной артерии, оценивали результаты эндотелийзависимой вазодилатации. Динамику показателей артериального давления изучали методом холтеровского мониторирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Действие факторов ХПСС приводит к длительному повышению уровней гормонов стресса в крови и вызывает развитие вазоконстрикции, на фоне которой запускаются процессы эндотелиальной дисфункции с нарушением образования оксида азота и повышенной секрецией эндотелина 1, с последующим формированием артериальной гипертензии. По мере прогрессирования указанных процессов наблюдается снижение показателей мозгового кровотока. Обнаруженное увеличение размеров комплекса интима-медиа общей сонной артерии коррелирует со степенью тяжести артериальной гипертензии и эндотелиальной дисфункции. Результаты проведенной пробы с эндотелий-зависимой вазодилатацией выявили нарушения в деятельности эндотелия сосудов у ММЛ и ПМ.
ВЫВОДЫ. Действие факторов хронического психосоциального стресса приводит к снижению показателей мозгового кровотока, как следствие развития эндотелиальной дисфункции и артериальной гипертензии, формирование которых обусловлено высокими уровнями циркулирующих в крови гормонов стресса. Указанные процессы приводят к функциональной несостоятельности эндотелия сосудов.
ЦЕЛЬ. Оценить эффективность различных методов хирургического лечения у больных с туннельной компрессионно-ишемической невропатией локтевого нерва на уровне кубитального канала.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Произведен ретрои проспективный анализ у 86 пациентов с туннельной компрессионно-ишемической невропатией локтевого нерва на уровне кубитального канала, из них 51 (61%) мужчины и 32 (39%) женщины, средний возраст пациентов был 43,4±0,7 лет. 55 (64%) пациентам выполнена стандартная декомпрессия локтевого нерва (группа 1), 17 (20%) пациентам подкожная транспозиция локтевого нерва на переднюю поверхность предплечья (группа 2) и 14 (16%) пациентам — микродекомпрессия локтевого нерва на уровне компрессии согласно данным УЗИ (группа 3).
РЕЗУЛЬТАТЫ. Оценивались результаты лечения оперированных пациентов по опроснику PRUNE, данным электронейромиографии (ЭНМГ), степени двигательного дефицита и чувствительных расстройств сразу после операции, через 6 и 12 месяцев после операции. Хорошим результатом признавалось уменьшение чувствительных расстройств и степени пареза, удовлетворительными — только чувствительных расстройств. Через 6 месяцев в первой группе отмечено 60% хороших результатов, во второй — 47%, и 64% в третьей.
По данным интраоперационного нейромониторинга отмечалось увеличение показателей М-ответа относительно исходного на 130–220% в группе пациентов со стандартной декомпрессией, 43–110% в группе с передней транспозицией и 138–246% в группе микродекомпрессии. Спустя 6 месяцев после операции при ЭНМГ-исследовании было выявлено увеличение амплитуды М-ответа в среднем на 5,4±0,1 милливольт (мВ) у пациентов в первой группе, на 3,2±0,1 (мВ) во второй группе и на 5,1±0,1 милливольт (мВ) в третьей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Микродекомпрессия и стандартная декомпрессия локтевого нерва являются адекватными методами хирургического лечения синдрома кубитального канала, что подтверждается электрофизиологически во время и после вмешательства, а также отдаленными клиническими результатами. При сопоставимой в отдаленном периоде эффективности хирургического вмешательства следует использовать менее инвазивную и более безопасную методику при соответствующих показаниях.
Изучалась эффективность эндоназального электрофореза синтетического фрагмента АКТГ4–10 — Семакса (ЭЭС) в когнитивной реабилитации пациентов с мозговым инсультом. Проведено обследование 107 пациентов на втором этапе реабилитации. Больные были разделены на 2 группы: 53 пациента контрольной группы получали стандартную ноотропную терапию и курсовые занятия с нейропсихологом; 54 пациента основной группы дополнительно получали курсовое воздействие с применением ЭЭС. Анализировали динамику прироста баллов по шкалам Ривермид, Карновского, Рощиной, MMSE, FAB, mRS, HDRS, SF-36. Выводы: 1. Как стандартная схема когнитивной реабилитации, так и ее сочетание с курсом ЭЭС, обладают позитивным ноотропным эффектом, приводя к достоверному улучшению всех когнитивных функций, качества жизни, навыков бытового самообслуживания и параметров эмоционально-волевой сферы у пациентов с мозговым инсультом. 2. ЭЭС в общей группе пациентов с ОНМК достоверно улучшает общее функциональное состояние. 3. Использование ЭЭС у пациентов с геморрагическим инсультом имеет дополнительные достоверные преимущества в восстановлении исполнительных функций, восприятия и устного счета. 4. Применение ЭЭС у пациентов с инсультом ишемического генеза в незначительной степени способствует улучшению восстановления устного счета, одновременно замедляя восстановление речи.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — оценка интеллектуально-мнестических нарушений у больных до и после удаления аденомы гипофиза.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Проведено интеллектуально-мнестическое исследование 42 больных с аденомами гипофиза. Установление диагноза у исследуемых больных основывалось на клинико-лабораторных данных, данных лучевых и инструментальных методов исследования. У всех исследуемых был использован транссфеноидальный доступ. Анализ интеллектуально-мнестических нарушений проводился у больных в дооперационном периоде и раннем послеоперационном периоде. Возраст пациентов — от 22 до 63 лет (средний возраст 43,95±11,3 года, медиана 45 лет)
РЕЗУЛЬТАТЫ. Нами было выявлено, что в дооперационном периоде у 40 из 42 исследуемых пациентов (95,2%) наблюдаются различные мнестические изменения. Патологические изменения кратковременной (оперативной) памяти наблюдались только в дооперационном периоде у исследуемых больных. В послеоперационном периоде у всех 42 прооперированных больных восстановилась кратковременная (фиксационная) память до нормальных значений. В послеоперационном периоде у большей части больных долговременная память улучшилась. В послеоперационном периоде уменьшилась частота данного мнестического нарушения — с 38,1% до 9,5%. Выявлено, что в послеоперационном периоде у исследуемых больных увеличилось появление конфабуляций, по сравнению с дооперационным периодом (71,4% и 64,3%, соответственно). После проведения теста интеллекта Равена мы выявили, что после оперативного вмешательства возросло количество больных с высоким уровнем интеллекта (до 54,8%), а также с выдающимся уровнем интеллекта (до 19%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. При исследовании различных мнестических изменений до и после операции у пациентов с аденомами гипофиза, было выявлено, что большая часть нарушений памяти у пациентов регрессировала. Более устойчивой была только парамнезия, которая сохранилась у более половины исследуемых больных в раннем послеоперационном периоде. Обнаружено отсутствие различных интеллектуальных нарушений у пациентов в дои послеоперационном периодах. Также отмечено улучшение показателей интеллекта после проведенного оперативного вмешательства
ЭКСТРАМЕДУЛЛЯРНЫЕ МЕНИНГИОМЫ составляют до 1,2% от общего количества менингиом и 15–30% всех первичных спинальных опухолей. Из них до 80% менингиом располагались на уровне грудного отдела по- звоночника. Впервые в нашей работе мы столкнулись с выявленной у пациентки менингиомой грудного отдела позвоночника на фоне длительно существующей коморбидной патологии — рассеянным склерозом и миастенией. В литературе мы не нашли публикаций о подобных случаях.